Такси и цифровые пропуска // Бессмысленные и беспощадные
26 апреля 2020
Предисловие
Итак, указом мэра Москвы №43-УМ от 11 апреля 2020 года был утвержден порядок оформления цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве.
Не документ, а документище!
Составленный по всем канонам ныне действующих (или бездействующих) московских властей, указ вводит обязанности для всех, кроме чиновников (которые, как известно, никому ничего не должны). Вот граждане должны, перевозчики и организации должны, а чиновники и органы власти - не должны, не обязаны и вообще могут в сторонке постоять.
Кстати, согласно пункту 2 этого указа мэр Москвы героически возложил на себя контроль за исполнением указа. Так и написал:
Контроль за выполнением настоящего указа оставляю за собой.
Мэр Москвы С.С. Собянин
Есть в этом мэрском Указе, например, еще и такой странный пункт:
15. Порядок оформления цифрового пропуска устанавливается
Департаментом информационных технологий города Москвы.
Кто не заметил, этот пункт находится в указе "Об утверждении порядка оформления цифровых пропусков".
Простите, конечно, но если "Порядок оформления пропусков устанавливается Департаментом", то что за ерунду в таком случае утвердил своим указом мэр Москвы? При этом сам Департамент пока не устанавливал своего Порядка оформления пропусков...
Теперь о проблеме
Департамент Транспорта города Москвы требует от водителей такси, под угрозой отключения от агрегатора, «проверять» цифровые пропуска у пассажиров.
Однако Указ № 43-УМ от 11 апреля 2020 г., на который ссылаются в Департаменте Транспорта города Москвы, не обязывает и не даёт полномочий водителям такси проверять какие-либо документы у пассажиров. Более того, этот указ не обязывает и пассажиров предъявлять водителям такси свои документы, удостоверяющие личность.
Не могу не процитировать бессмертное произведение классика - Указ мэра Москвы №43-УМ:
6. Передвижение граждан с использованием легкового такси, включенного в реестр выданных разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы, допускается при условии обеспечения проверки наличия у пассажира цифрового пропуска, разрешающего передвижение по соответствующему маршруту.
А кто должен ОБЕСПЕЧИТЬ проверку наличия цифрового пропуска? Водители такси, пассажиры, кто? Может быть дворникам поручить, они ведь обеспечивают чистоту дворов, могут и проверку пропусков обеспечить, наверное.
Напомню, что мэрский указ оставил контроль за исполнением указа за самим мэром. В добавок пунктом 15 указа упомянут Департамент информационных технологий города Москвы, который "устанавливает Порядок оформления цифрового пропуска". На этом всё. Другие ведомства получились не при делах и не обязаны ничего обеспечивать.
Они и не обеспечили
Ещё 14 апреля Департамент транспорта Москвы сообщил:
Водители столичных сервисов заказа такси будут проверять у пассажиров пропуска, необходимые для передвижения по городу, с помощью приложения "Помощник Москвы"
При заказе такси пассажиры не должны вводить в мобильных приложениях цифровой пропуск (код). Его будут проверять в автомобиле с помощью приложения «Помощник Москвы», которое, как уточнил Пронин, будет установлено на смартфоне у каждого водителя. «Вы садитесь в машину, показываете пропуск водителю, его проверяет приложение. Если код действителен, вы едете к месту назначения», — рассказал он.
Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/society/14/04/2020/5e96051b9a7947684859cb33
А теперь знакомьтесь, приложение "Помощник Москвы", с помощью которого водители должны проверять пропуск:
Не подумайте, что я специально выбирал негативные отзывы о приложении. Просто там самая частая оценка приложения от пользователей это единица (по пятибалльной системе).
Приложение не работает. Водители часами банально не могут в него войти, а значит не могут работать сами.
Впрочем это только полбеды.
Чего проверяем?
Допустим, водителю такси удалось выкроить в начале своей смены пару часов на то, чтобы войти в приложение Помощник Москвы под своим водительским логином и паролем. Ура!
Что же он сможет в этом приложении проверить?
Приложение Помощник Москвы показывает только действителен пропуск или нет. Оно не даёт информации о личности и маршруте движения пассажира. И это правильно, что не даёт такой информации, ведь водителю такси паспортные данные пассажира проверять уж точно ни к чему. Личность устанавливать это для правоохранителей задачка.
При этом есть ряд случаев, когда пассажир может передвигаться без оформления пропуска. Пунктом 3.2 Указа установлено:
Возможность нахождения граждан вне места проживания (пребывания) и передвижения с использованием транспортных средств подтверждается:
3.2. Служебным удостоверением, в том числе удостоверением личности военнослужащего, государственных и муниципальных служащих и лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, удостоверением судьи, адвоката, нотариуса, включая помощников указанных лиц, редакционным удостоверением или иным документом, удостоверяющим личность и полномочия журналиста, удостоверением частного охранника, личной карточкой охранника.
Впрочем, это не значит, что водитель такси должен проверять удостоверения у пассажиров.
Раз система позволяет проверить только сам цифровой код (действительный или нет), то водитель объективно не способен и не должен проверять персональные данные пассажира, в том числе требовать от него документы, удостоверяющие личность.
Таксист не полицай
Тут не могу не привести пару цитат из Сборника материалов Нюрнбергского процесса над главными немецкими военными преступниками. Москва. 1955 год - в двух томах, под редакцией К.П. Горшенина (главный редактор Р.А. Руденко и И.Т. Никитченко.)
«На основании директив германского правительства и верховного главнокомандования велся специальный учет жертв «экзекуции». Так, в директиве, данной в приложении №2 к приказу Гейдриха №8, указывается о необходимости ввести учет произведенных «экзекуций», то есть уничтожения военнопленных, по следующей форме:
1) текущий номер,
2) фамилия, имя,
3) время и место рождения,
4) профессия,
5) последнее местожительство,
6) основания экзекуции,
7) день и место экзекуции
Ничего не напоминает эта система специального учета?
А было еще и такое:
Советские военнопленные должны быть заклеймены особым знаком, не стирающимся в течение длительного времени.
...Первое время следует проверять их наличие через 14 дней, 4 недели и четверть года и в случае необходимости обновлять ...
Клеймение не является врачебным мероприятием.
Первое клеймение военнопленного должно быть немедленно отражено в личной карточке по форме №1, в графе «Особые приметы». Точно так же должно отмечаться каждое обновление клейма
ИЗ ДИРЕКТИВЫ ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДОВАНИЯ ГЕРМАНСКИМИ ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ ОТ 20 ИЮЛЯ 1942 г. №3142/42 ОРГ/IV ц «О КЛЕЙМЕНИИ СОВЕТСКИХ ВОЕННОПЛЕННЫХ ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫМ ЗНАКОМ»
Прошу прощения за отступление от основной темы про цифровые коды, подтверждающие право граждан покидать место жительства. Материалы Нюрнбергского процесса я привожу в назидание московским властям. Там просто в директиве хороший пункт имеется:
7. Это мероприятие не должно мешать использованию военнопленных на работах
Господа чиновники, ну даже фашисты понимали, что их клеймение не должно мешать людям работать.
Даже фашисты это понимали. Как это вдолбить в голову нынешних чиновников, вопрос не риторический, но пока без ответа.
А время - деньги
Для водителя такси каждая минута - это деньги. В буквальном смысле слова каждая минута для ни это их деньги. Для пассажиров их время тоже очень ценно.
Тратить время на "Обеспечение проверки наличия цифрового пропуска" значит отнимать это время у себя и пассажиров. Да и с чего это вдруг водитель такси должен заниматься ОБЕСПЕЧЕНИЕМ проверки?
При всем уважении к должности мэра Москвы или губернатора региона, полномочия у таких должностных лиц не безграничны. Ну, не может указ мэра заменять и отменять действие федеральных законов (не военное же время и не режим ЧС).
Порядок заключения договора фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа определяется Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" и Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом". В этих документах нет ни слова про обязанность водителей проверять какие-то цифровые коды. Нет там такого.
Да, в Правилах перевозки пассажиров есть пункт 92:
92. Посадка лиц, определенных договором фрахтования... осуществляется после идентификации пассажира с целью удостоверения его права на проезд в этом транспортном средстве в соответствии со списком (списками) пассажиров, представленным (представленными) фрахтовщику фрахтователем.
По соглашению сторон договора фрахтования идентификация пассажиров может осуществляться в том числе путем предъявления ими документов (служебного удостоверения, экскурсионной путевки и др.) либо посредством использования электронных носителей информации и (или) единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации, в соответствии с законодательством об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Но в этом пункте речь идет несколько о другом, да и не про такси тут говорится (Для такси Раздел 4 Правил, а эта норма из 3-го раздела).
Пока мэрский указ не отменен
Не теряя надежды на то, что незаконные ограничения прав и свобод граждан вскоре будут признаны таковыми судом и отменены, а виновные будут привлечены к ответственности, я понимаю, что нужно сейчас как-то жить и работать.
Потому предлагаю разобраться с тем, что мэрский указ требует от водителей и пассажиров такси, и как с этим быть сейчас.
По смыслу пунктов 3 и 3.1 Указа №43-УМ
возможность нахождения граждан вне места проживания (пребывания) и передвижения с использованием транспортных средств подтверждается цифровым пропуском для передвижения по территории города Москвы, оформляемым в соответствии с настоящим Порядком, при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Цифровой пропуск может быть предъявлен как в бумажном виде, так и в электронном виде на индивидуальном техническом устройстве (мобильный телефон или иное носимое устройство)
По смыслу пункта 4 Указа №43-УМ
Для передвижения по территории города Москвы с использованием
любых видов транспорта граждане обязаны иметь при себе цифровой пропуск, оформленный в соответствии с настоящим Порядком, за исключением случаев, указанных в пункте 3.2 настоящего Порядка (когда подтверждается удостоверением адвоката, судьи, журналиста и прочими)
Наконец, пункт 6 Указа говорит
Передвижение граждан с использованием легкового такси допускается при условии обеспечения проверки наличия у пассажира цифрового пропуска, разрешающего передвижение по соответствующему
маршруту
Отсюда буквально следует, что для передвижения на такси требуется проверять НАЛИЧИЕ цифрового пропуска. Указ не требует от водителей проверять возможность нахождения граждан вне места жительства (это поручено полиции). Только обеспечить проверку наличия цифрового пропуска.
При этом у водителя объективно отсутствует возможность проверить соответствие предъявленного пропуска тому маршруту, который заявлен при оформлении пропуска. Потому за несоответствие маршрута водитель ответственность нести не может.
Строго говоря, пассажира тоже вряд ли можно привлечь к ответственности за несовпадение реального маршрута передвижения с заявленным при оформлении пропуска. Интереса ради я оформлял разовый пропуск "для личных целей", и там указываются две точки: место жительства и место следования. Промежуточных точек там не указывается и маршрут не рисуется.
Так вот, это только в тетради по геометрии кротчайшим маршрутом из точки А в точку Б будет прямая, а в жизни по прямой даже самолеты не летают, не говоря уже о передвижении по улицам Москвы на автомобиле.
Да что там автомобиль, я пешком по прямой не могу в ближайший супермаркет пройти, потому что закрыли территорию школы, через которую раньше напрямую был проход, и мне нужно теперь весь квартал вкруговую обходить.
Если пассажир сел и нужно ехать
Не претендуя на истину в последней инстанции, но на основе вышеизложенных рассуждений, позволю себе привести пару советов.
Приехали по заказу, во избежание ненужных проблем, спросите у пассажира о наличии у него пропуска; попросите предъявить пропуск для проверки в приложении Помощник Москвы.
Если приложение Помощник Москвы висит, не работает, отказывается проверять - сделайте скрин. Вы сделали от себя всё возможное - вы попытались проверить действительность пропуска, но Департамент транспорта и Департамент информационных технологий со своей стороны не обеспечили вам возможности проверки. Скрин потом в случае чего приложите к протоколу об АП в подтверждение своей правоты.
Если пассажир передвигается без пропуска (по удостоверению), остается поверить ему на слово. Водителям положено проверять наличие пропуска, но не удостоверений. Есть удостоверение, значит есть удостоверение - поехали.
Думаю, не стоит требовать от пассажиров предъявлять удостоверения личности. Оно вам (водителям) точно не надо. Указом это прямо не предусмотрено, законодательство водителей такими полномочиями не наделило, так к чему время тратить на разглядывание чужих паспортов и удостоверений.
Не спешите без веских причин отказываться от выполнения заказов. Работа таксиста - людей возить, а что-то там обеспечивать это задача чиновников и правоохранителей.
Вы оказываете услуги на основании публичного договора. За необоснованный отказ от заключения публичного договора российским законодательством установлена ответственность. К тому же, каждый выполненный заказ это ваши деньги и отношение к вам ваших пассажиров.
И не забывайте проверять правила работы вашего агрегатора. Сдается мне, что агрегаторы их сейчас кинутся переписывать.
***
Я уже не раз писал, что действия властей под флагом "повышенной готовности к вирусу" мне кажутся крайне странными и необдуманными.
Действия агрегаторов такси в этом свете мне представляются вполне разумными. Господа агрегаторы послушно встали в указанную им позу и ждут государственной поддержки, чтобы им из бюджета компенсировали выпадающие доходы. Послушным обязательно компенсируют.
А вот крупных перевозчиков и профессиональные объединения таксистов я не понимаю. Вы чего затаились? Где иски о признании действий городских властей незаконными, где требования о взыскании причиненных убытков?
***
И ещё пару слов водителям такси. Если у кого-то хватит терпения, фиксируйте случаи, когда вы были вынуждены отказаться от перевозки пассажира из-за мэрских ограничений. Фиксируйте дату, время, место, а также размер своих убытков (неполученная оплата и расходы на проезд).
Когда-нибудь этот режим ХЗ закончится, я надеюсь, и можно будет с мэрии эти убытки взыскать. Я бы на это с удовольствием посмотрел.
Давайте дружить:
Заходите на канал "Заметки провинциального юриста" в Яндекс.Дзен - там бывает интересно и даже полезно.
Присоединяйтесь к каналу "Не нуди" в Telegram, чтобы не пропускать свежие новости и публикации.
Подписывайтесь на канал "Сосед юрист" в YouTube - там ответы на юридические вопросы; ликонично и без занудства.
Задать вопрос или получить консультацию с разбором конкретной ситуации - проще всего посредством электронной почты.
Соответствующие ссылки ниже и на странице КОНТАКТЫ